Домой Новости Красный кулак черной металлургии – судьба отрасли в годы Великой Отечественной войны

Красный кулак черной металлургии – судьба отрасли в годы Великой Отечественной войны

78
0

В 1938 году в СССР было выплавлено 18 миллионов тонн стали, в то время как готовящаяся к войне Германия выдала на-гора больше всех в Европе – порядка 23 миллионов тонн. В 1939 году период стагнации в черной металлургии нашей страны продолжился – стали, чугуна и проката было произведено еще меньше, хотя угля, железной и марганцевой руды добывалось столько же.

В условиях нараставшей опасности войны ЦК ВКП (б) и Совнарком спешно разработали планы по развитию отрасли. Уже в первом полугодии 1941 года нерациональное использование оборудования и слабая организация труда были изжиты – объемы производства стали, чугуна и проката за 6 месяцев составили примерно 65-70% от уровня предыдущих лет. Однако из-за утраты половины прокатных мощностей в первые месяцы Великой Отечественной войны перед страной стали новые задачи.

Эвакуация на Восток

Несмотря на то, что в 1932-1940 годах были запущены Магнитогорский и Ново-Тагильский металлургические комбинаты, 50% стали и проката и 65% чугуна в СССР производил южный металлургический район – преимущественно предприятия Украинской ССР. Однако по мере быстрого продвижения вражеских войск в 1941 году юг и часть зоны черной металлургии в центре СССР были оккупированы, а мощности утрачены.

Не достались они и Германии – за весь период оккупации на захваченных объектах гитлеровцам удалось выплавить не более тысячи тонн стали. Причина – перед приближением немецких войск на предприятиях спешно проводился демонтаж и посильная эвакуация оборудования.

Работы велись круглосуточно под огнем авиации и артиллерии. В результате были сняты важнейшие узлы, выведены из строя доменные и мартеновские печи – в них охлаждали расплавленный металл, «козлили». С августа по октябрь 1941 года на Урал вывозили готовую продукцию, запасы руды и топлива, прокатные станы и металлорежущие станки ремонтных цехов.

Металл для танков и самолетов

Для производства одной тонны стали необходимо примерно 2-4 тонны железной руды – поэтому металлургические предприятия Урала создавались неподалеку от рудных месторождений. В годы войны добыча руды на богатых месторождениях Урала увеличилась с 8 миллионов тонн до 9 миллионов, также усиленно разрабатывались руды Западной Сибири. Было запущено несколько дробильно-обогатительных заводов и промывочных фабрик.

Второй проблемой, помимо увеличения объема и качества железной руды, стал переход металлургических комплексов Урала с «мирной» стали на легированную, или бронебойную – броня танка должна выдерживать попадание крупнокалиберного снаряда. Для добычи марганцевых руд, использующихся при легировании, в Свердловской области в срочном порядке был создан рудник «Полуночное». Также марганцевую руду добывали в Восточной Сибири и Казахстане.

Ново-Тагильский (ныне Нижнетагильский) и Магнитогорский металлургические комбинаты, основные поставщики броневой стали в годы войны, продолжают осваивать производство и выпуск новых марок стали. Автоматизация и применение вспомогательных технологий вроде https://www.dvkspb.ru/catalog/promyshlennaya-tara/samorazgruzhayushchiysya_konteyner/ сделали работу сталеваров легче и эффективнее. Однако труд в черной металлургии, будучи вредным производством, требует и в мирное время определенной доли самоотверженности.